18:35 16.05.2018
Виктор Старков опубликовал запись

Скандальная история картины, из-за которой художник Пимоненко судился с водочным фабрикантом Шустовым

Сюжеты из жизни украинского села. Автор: Николай Пимоненко.

Имя известного украинского художника Николая Пимоненко в наши дни призабыто широкой публикой. Сейчас уже не многие помнят его знаменитые шуточные и сентиментально-лирические сюжеты из жизни дореволюционного украинского села, публикуемые на станицах журналов, календарях, открытках в советскую эпоху. А было время, когда массовое тиражирование работ живописца принесло художнику мировую славу... и скандальную, в том числе.


Личное дело

«Автопортрет». (1912). Национальный художественный музей Украины. Автор: Николай Пимоненко.

«Автопортрет». (1912). Национальный художественный музей Украины. Автор: Николай Пимоненко.



В марте 1862 года в предместье Киева в семье резчика по дереву и владельца иконописной мастерской Корнелия Даниловича родился будущий художник. С 12 лет отец приобщал мальчика к своему ремеслу. Они ездили с сыном по сельским церквям, которые расписывал отец. А Николай растирал краски и грунтовал доски. Вскоре подросток и сам начал рисовать пейзажные и портретные зарисовки. Наметанный глаз отца увидел в сыне художественный дар, поэтому при первой же возможности он отдал юное дарование в иконописную школу при Киево-Печерской лавре.

Там его и приметил Николай Иванович Мурашко — директор Киевской рисовальной школы. Это с его легкой руки примут Николая Пимоненко в это учебное заведение, при том на бесплатной основе. А позже работы, посланные молодым художником в Санкт-Петербургскую академию на конкурс, высоко оценит приемная комиссия.

Отец же, провожая сына, в напутствие скажет:"Видишь, как Бог тебе помогает — и талант дал, и самых нужных людей послал, чтобы таланту дать ход. Теперь, значит, жди испытаний". Так оно и вышло. Через два года в 1984 году заболевает Николай тяжелой формой туберкулеза, и болезнь заставляет его вернуться домой, где был более благоприятный климат.

«Свадьба в Киевской губернии». Киевский музей изобразительного искусства. Автор: Николай Пимоненко.

«Свадьба в Киевской губернии». Киевский музей изобразительного искусства. Автор: Николай Пимоненко.



В 1891-м за картины "Свадьба в Киевской губернии» и "«Утро Христова Воскресения» получил звание почетного вольного художника Академии искусств.

«Утро Христова Воскресения», (1891), холст, масло — Рыбинский художественный музей. Автор: Николай Пимоненко.

«Утро Христова Воскресения», (1891), холст, масло — Рыбинский художественный музей. Автор: Николай Пимоненко.



В Киеве Пимоненко преподавал в рисовальной школе, участвовал в организации художественного училища. Женившись, в браке прижил троих детей.

«Гопак». Лувр.Франция. Автор: Николай Пимоненко.

«Гопак». Лувр.Франция. Автор: Николай Пимоненко.



Николай Пимоненко принимал участие в международных выставках в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене, был почетным членом нескольких зарубежных обществ и академий. В 1909 году за картину "Гопак" его наградили золотой медалью Салона де Пари Общества французских художников. Это одно из полотен, ярко изображающее будни и праздники украинских селян до революции, имело большой успех у французских зрителей и было приобретено музеем Лувра.

Портрет жены художника, Александры Владимировны Пимоненко.

Портрет жены художника, Александры Владимировны Пимоненко.



Работал художник и над иллюстрациями к поэмам Тараса Шевченко, оформлял оперу Николая Лысенко "Наталка Полтавка".

Николай Корнильевич Пимоненко. Фото.

Николай Корнильевич Пимоненко. Фото.



На рубеже 19-20 века при содействии Ильи Репина стал членом Общества художников-передвижников и был назначен преподавателем графики в Киевском политехническом институте. Достиг в 1904 году звания академика и чина статского советника, что в армии соответствовало генеральскому званию.

Весной 1912 года в 50-летнем возрасте Николая Пимоненко не стало. Похоронен в Киеве на Лукьяновском кладбище.

В 1913 году через год после смерти была организована выставка в Академии искусств Санкт-Петербурга, где было представлено 184 картины, 419 этюдов и 112 рисунков карандашом Николая Пимоненко. Всего же им создано более 700 живописных и графических композиций.

История о том, как картина художника стала предметом судебного дела



Популярность творчества художника была велика в дореволюционной России. Огромными тиражами расходились открытки с репродукциями полотен, отражающими самобытную жизнь украинского села.

«Не жартуй».

«Не жартуй».



Особым вниманием пользовались незамысловатые, сентиментальные и шуточные сценки из жизни простого народа. Именно одна из таких работ получила скандальную славу и чуть не стоила художнику членства в Товариществе передвижников.

Полотно Н.К. Пимоненко. «До дома».

Полотно Н. К. Пимоненко. «До дома».



Это была картина "До дома", вернее ее репродукция, волею случая и без ведома художника, попавшая на этикетки водочной продукции торговой марки "Шустов и сыновья".

А дело было так. Злополучная открытка как-то попала в поле зрения московского водочного фабриканта Николая Шустова, который как раз был озадачен дизайном этикетки для бутылок новой водки "Спотыкач". Занимательная сценка, где горький пьяница еле идет до своего дома, а там уже поджидает жена с палкой и пес, сидящий на завалинке, натолкнула Шустова на решение проблемы. И он, не задумываясь, использовал этот сюжет для новой этикетки.

Тиражируемая репродукция на открытке с полотна Николая Пимоненко.

Тиражируемая репродукция на открытке с полотна Николая Пимоненко.



А Николай Пимоненко вскоре получит нелицеприятное письмо из Москвы от коллег-художников из Общества передвижников: "Мы считали тебя честным человеком и нашим товарищем, которым гордились, избрали тебя членом нашего общества за известность в художественном мире, стал академиком, но, оказывается, тебе этого мало! — писали "передвижники". — Ты пустился на низкие, подлые вещи, опозорил все наше общество, ты продал право на печатание своей картины "До дома" Шустову — водочному фабриканту, для этикетки к водке. Приезжай в Москву, полюбуйся, какую устроили тебе рекламу: девять человек по числу букв "Спотыкачъ" дефилируют по всем улицам Москвы с твоей картиной..."

«Спотыкач»./Н.Л.Шустов.

«Спотыкач»./Н. Л.Шустов.



И нужно заметить, что Николай Шустов уже по тем временам был известным российским предпринимателем, владельцем крупнейшей компании по производству алкогольной продукции в царской России конца XIX века, а еще был известен оригинальной и весьма агрессивной рекламной кампанией, которая позволила ему быстро выделиться из общей массы таких же предпринимателей.

Графический портрет Н.К.Пимоненко. / Чеканка на портсигаре с сюжетом из полотна «До дому» .

Графический портрет Н. К.Пимоненко. / Чеканка на портсигаре с сюжетом из полотна «До дому» .



Получив обвинительное письмо, Николай Пимоненко незамедлительно отправился из Киева в Москву. При встрече предприимчивый Шустов клялся: никакой картины "Домой" он в глаза не видывал, о художнике Пимоненко никогда не слыхивал, так как на выставки отроду не ходил. Ему всего-то навсего просто понравилась открытка: а таких по всем книжным лавкам полно. Ну а коль объявился сам автор, то он готов заплатить сколько надо. Однако Пимоненко денег не взял, а подал на фабриканта жалобу в суд, который и вынес вердикт — Шустов должен покрыть расходы по делу, уничтожить этикетку и изъять из продажи в магазинах все бутылки "Спотыкача".

Художественное наследие самобытного украинского художника

 «Свидание.» Автор: Николай Пимоненко.

«Свидание.» Автор: Николай Пимоненко.



Лучшие работы мастера отражают прекрасное знание жизни своего народа, неподдельную любовь к своим героям и при этом несомненное живописное мастерство.

«Жертва фанатизма», (1898), холст, масло — Харьковский художественный музей. Автор: Николай Пимоненко.

«Жертва фанатизма», (1898), холст, масло — Харьковский художественный музей. Автор: Николай Пимоненко.


«Вечереет», (1900). Рыбинский государственный музей.  Автор: Николай Пимоненко.

«Вечереет», (1900). Рыбинский государственный музей. Автор: Николай Пимоненко.


«Сваты», (1882). Краснодарский краевой художественный музей.  Автор: Николай Пимоненко.

«Сваты», (1882). Краснодарский краевой художественный музей. Автор: Николай Пимоненко.


«Сенокос», (ранее 1912), холст, масло — Харьковский художественный музей.  Автор: Николай Пимоненко.

«Сенокос», (ранее 1912), холст, масло — Харьковский художественный музей. Автор: Николай Пимоненко.


«Брод», (1901), холст, масло — Одесский художественный музей. Автор: Николай Пимоненко.

«Брод», (1901), холст, масло — Одесский художественный музей. Автор: Николай Пимоненко.


«Жатва на Украине», (1896). Волгоградский областной музей изобразительных искусств. Автор: Николай Пимоненко.

«Жатва на Украине», (1896). Волгоградский областной музей изобразительных искусств. Автор: Николай Пимоненко.


«Цветочница». Автор: Николай Пимоненко.

«Цветочница». Автор: Николай Пимоненко.


«Киевская цветочница». Автор: Николай Пимоненко.

«Киевская цветочница». Автор: Николай Пимоненко.


«Идиллия». Автор: Николай Пимоненко.

«Идиллия». Автор: Николай Пимоненко.


«Украинская ночь. Свидание». Автор: Николай Пимоненко.

«Украинская ночь. Свидание». Автор: Николай Пимоненко.


«Чистый четверг». Автор: Николай Пимоненко.

«Чистый четверг». Автор: Николай Пимоненко.


«Соперницы». Автор: Николай Пимоненко.

«Соперницы». Автор: Николай Пимоненко.


«Святочные гадания». Автор: Николай Пимоненко.

«Святочные гадания». Автор: Николай Пимоненко.


«На речке». Автор: Николай Пимоненко.

«На речке». Автор: Николай Пимоненко.


«Продавщица холста». (1901). Автор: Николай Пимоненко.

«Продавщица холста». (1901). Автор: Николай Пимоненко.



Последние десятилетия картины Николая Пимоненко начали появляться на мировых аукционных торгах. Так в 2006 году был поставлен «личный рекорд продаж художника Пимоненко». Полотно «Продавщица холста» (1901) было продано на арт-торгах за 160 тысяч долларов США.
.


.
Источник: Интернет

+3
Просмотров: 96
Адрес записи: 
Необходимо загрузить аватар
Выразите свою индивидуальность, загрузив уникальный аватар (картинка пользователя) или выбрав наиболее подходящий из предлагаемой галереи аватаров.
Правила
закрыть

Правила публикации комментариев

Публикуя комментарии, Вы несете ответственность согласно законодательству Украины.

Запрещается:
  • публиковать комментарии, которые пропагандируют деятельность, прямо запрещенную законодательством Украины;
  • оставлять комментарии, не относящиеся непосредственно к опубликованному материалу;
  • использовать в комментариях ненормативную лексику (мат);
  • оскорблять в комментариях других посетителей, людей и организации;
  • публиковать комментарии, носящие рекламный характер;
  • использовать при написании комментария транслит (запись украинских или русских слов латинскими символами), предложения, состоящие из эрративов (например, так называемый олбанский йазыгг);
  • публиковать комментарии, целиком состоящие из заглавных букв;
  • публиковать односложные комментарии (например, «+1»).

Редакторы оставляют за собой право удалять любые комментарии, не отвечающие указанным требованиям, а при регулярном или грубом пренебрежении Правилами – блокировать пользователю доступ к Порталу. Редакторы не комментируют свои действия и не обсуждают их с пользователями.

Вы не подписаны на комментарии к этому материалу. Оповещать
Май
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Подарки

Войти
MAIL.ONLINE.UA
Устали от спама и рассылок?
Нужен бесплатный и надежный почтовый ящик?
Зарегистрируйтесь сейчас.
Это займет у вас не больше 2 минут.
СОЗДАТЬ ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК
Спасибо, но больше не показывайте мне это окно!