19:37 15.06.2018
Виктор Старков опубликовал запись

"Сельский Лувр", или Как в украинской деревне учитель-энтузиаст создал музей мировых шедевров

Живописная старинная усадьба. Чем не «Эрмитаж»? /Фото:artchive.ru

Все началось в далеком 1947 году с банальной, казалось бы, идеи сельского учителя Афанасия Лунева привить ребятам любовь к истории. И кто бы мог подумать, что изучение родного края и походы в музеи школьников в итоге выльются в масштабный культурный проект! Сейчас в фондах Пархомовского музея собрано около семи тысяч экспонатов – в том числе картины величайших мировых художников – Пикассо, Врубеля, Малевича. Этот музей заслуженно называют «Сельский Лувр» или «Эрмитаж в глубинке».


Молодой педагог перевернул деревенскую жизнь



Афанасий Лунев родился в крестьянской семье. Поступил на истфак в Киевский университет им. Шевченко (говорил, что интерес к старине передался ему «по наследству» от деда, слывшего знатоком антиквариата), но обучение оборвала война. Почти всю ее юноша провел в плену, в немецких лагерях.

После окончания Великой отечественной Лунев приехал работать учителем в деревню Пархомовка, что в 100 км от Харькова. Параллельно экстерном окончил Харьковский университет по специальности «история».

Будучи тонким ценителем искусства и живописи, 26-летний педагог буквально заразил своим любимым делом ребят. Он организовал кружок «Юный историк», а затем – историко-художественный клуб «Радуга», где знакомил школьников с историей и культурой разных стран мира, рассказывал о великих художниках и музыкантах. Молодой учитель водил детей в театры, на концерты, а также организовывал для них экскурсии в крупнейшие музеи страны – например, в «Эрмитаж и «Третьяковку». Кроме того, он привил ребятам интерес к археологическим раскопкам и жажду краеведческой деятельности.

Афанасий Лунев за работой. /Фото:artchive.ru

Афанасий Лунев за работой. /Фото:artchive.ru



Участники клуба вместе со своим педагогом выискивали в самой Пархомовке и соседних селах старинные предметы обихода, картины, иконы и многие другие реликвии, который в дальнейшем превратились в целую коллекцию. Сам Лунев регулярно посещал местные блошиные рынки и даже ездил на барахолку в Харьков, метким профессиональным взглядом высматривая среди старых ржавых вещей уникальные произведения живописи, графики, скульптуры. На покупку таких раритетов он тратил почти всю свою скромную учительскую зарплату.

Уникальные картины приносили в музей местные жители



Считается, что одним из источников будущих уникальных экспонатов невольно стала коллекция сахарозаводчика Павла Харитоненко, который владел Пархомовкой в конце XIX века. После революции его имущество, в том числе и большое собрание живописи и икон, было разграблено. Так и оказались у местных жителей работы Серова, Репина, Иванова, которые впоследствии, спустя годы, стали появляться на рынках. А некоторые из селян, узнав о том, что клуб «Радуга» собирает коллекцию, сами приносили школьникам картины. Например, именно так попал в будущий музей карандашный рисунок, автором которого оказался знаменитый украинский поэт и художник Тарас Шевченко.

В.Кандинский. «Спокойствие». 1931 год. /Фото из коллекции музея

В.Кандинский. «Спокойствие». 1931 год. /Фото из коллекции музея



Глубоко увлекаясь историей и живописью, Лунев общался с коллегами и искусствоведами со всего Советского Союза. В итоге, набравшись смелости, учитель вместе с ребятами начал писать письма знаменитым художникам с просьбой подарить музею свои произведения, и те не могли отказать советским школьникам. Помочь необычному проекту в далекой украинской деревне согласились и известные музеи — например, «Эрмитаж», Государственный музей имени Пушкина и даже Дрезденская картинная галерея.

В.Маяковський. «Эскизы костюмов к пьесе». /Фото из коллекции музея

В.Маяковський. «Эскизы костюмов к пьесе». /Фото из коллекции музея



В коллекции стали появляться весьма ценные экспонаты. Например, работы авторства Пабло Пикассо. Две из них, знаменитого «Голубя мира» и «Портрет Фредерика Жолио-Кюри», Пархомовскому музею подарил писатель, поэт и журналист Илья Эренбург. Позже в музее появились расписанные Пикассо тарелка «Ныряльщица» и ваза «Человек и сова».

Музей обрел достойное здание



Постепенно слухи об «Эрмитаже в глубинке» сделали клуб «Радуга» местной достопримечательностью. В 1963 году снимать небольшой фильм о «Пархомовском музее» приехала съемочная группа из Харькова и обнаружила, что знаменитая коллекция размещается в обычном бараке. На период съемок все экспонаты было решено перенести в более просторное и привлекательное место – расположенное рядом бывшее имение генерал-поручика, графа Подгоричани. До революции этот помещик, происходивший из старинного дворянского сербского рода, выстроил себе на Украине красивую усадьбу во флорентийском стиле конца XVIII века. В советские годы здание использовали как офис для работников сахарного завода, а потом оно и вовсе пустовало. После отъезда съемочной группы экспонаты так и остались в усадьбе. Интерьеры старинного здания идеально подошли для размещения столь обширной и разнообразной художественной экспозиции.

Один из залов музея. /Фото:artchive.ru

Один из залов музея. /Фото:artchive.ru



Коллекционированию произведений искусства Афанасий Лунев посвятил всю свою жизнь, до последних дней приобретая все новые и новые шедевры. Все экспонаты из своей личной коллекции, умирая, он официально завещал созданному им «народному музею».

И. Шишкин. Этюд «Сосны». 1883 год. /Фото из коллекции музея

И. Шишкин. Этюд «Сосны». 1883 год. /Фото из коллекции музея
О.Бенуа. «Крымская татарка». /Фото из коллекции музея

О.Бенуа. «Крымская татарка». /Фото из коллекции музея



Сегодня Пархомовский музей – это 12 залов, включающие отделы иконописи, отечественного искусства XVIII-ХХ вв., зарубежного искусства XVII-XX вв., небольшой отдел античного и восточного искусства, этнографический отдел, а также зал с работами великих мастеров современного периода.

Есть здесь картины И.Айвазовского, Н.Рериха, К.Малевича, В.Кандинского, а также скульптуры С.Коненкова.

М.Рерих. Этюд «Церковь». 1903-1904 г.г. /Фото из коллекции музея

М.Рерих. Этюд «Церковь». 1903-1904 г.г. /Фото из коллекции музея



Кстати, по стечению обстоятельств, в селе Пархомовка задолго до приезда туда школьного учителя жил и сам Казимир Малевич – правда, еще до того, как стал великим художником. Его отец как известный сахаровар был приглашен работать на сахарный завод и жил здесь со своей семьей в доме управляющего вплоть до 1895 года.

До осени прошлого года существование Пархомовского музея было под угрозой: частная компания, которой принадлежало здание, обанкротилась, и картинам грозило «выселение». Все усугублялось еще и тем, что вывозить коллекцию за пределы Пархомовки, согласно завещанию Лунева, нельзя. К счастью, один из местных банков выкупил здание и передал на баланс Харьковского художественного музея.

П.Вениг. «Монах за чтением». 1914 год. /Фото из коллекции музея

П.Вениг. «Монах за чтением». 1914 год. /Фото из коллекции музея



Источник: https://kulturologia.ru/

+7
Просмотров: 513
Адрес записи: 
Необходимо загрузить аватар
Выразите свою индивидуальность, загрузив уникальный аватар (картинка пользователя) или выбрав наиболее подходящий из предлагаемой галереи аватаров.
Правила
закрыть

Правила публикации комментариев

Публикуя комментарии, Вы несете ответственность согласно законодательству Украины.

Запрещается:
  • публиковать комментарии, которые пропагандируют деятельность, прямо запрещенную законодательством Украины;
  • оставлять комментарии, не относящиеся непосредственно к опубликованному материалу;
  • использовать в комментариях ненормативную лексику (мат);
  • оскорблять в комментариях других посетителей, людей и организации;
  • публиковать комментарии, носящие рекламный характер;
  • использовать при написании комментария транслит (запись украинских или русских слов латинскими символами), предложения, состоящие из эрративов (например, так называемый олбанский йазыгг);
  • публиковать комментарии, целиком состоящие из заглавных букв;
  • публиковать односложные комментарии (например, «+1»).

Редакторы оставляют за собой право удалять любые комментарии, не отвечающие указанным требованиям, а при регулярном или грубом пренебрежении Правилами – блокировать пользователю доступ к Порталу. Редакторы не комментируют свои действия и не обсуждают их с пользователями.

1
Вы не подписаны на комментарии к этому материалу. Оповещать
Сентябрь
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Подарки

Войти